Оглавление…………………………………………………………………………..2

- пояснительная записка к учебному плану начального общего

образования ………………………………………………………………..  3-6

-учебный план для 1,2,3,4 - х классов ……………………………………..7-8

 

 

 

                                            Пояснительная записка к учебному плану

начального общего образования  

(с обучением на родном языке)

        Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

             Учебный  план  на 2019-2020 учебный год разработан в соответствии:

-  с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Законом Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013 года № 696-з,

- Законом Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» от 15.02.1999 № 216-з,  с изменениями  на 28.03.2014 год №696-з от 01.07.2013 года,

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. №1241,

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №2357,

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. №1060 г.,

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643,

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Минюстом России 2.02.2016 г., регистрационный № 40936)

 -  в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993 (с изменениями и дополнениями)

           Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность.

     Обязательная часть определяет состав предметных областей, которые должны быть реализованы во всех, имеющих государственную аккредитацию, образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

          Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, который обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: 

-  готовность обучающихся к продолжению образования на последующих этапах основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; 

-  формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; 

-  формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; 

-  личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

          Предметная область «Русский и литературное чтение» включает в себя учебные предметы  «Русский язык», «Литературное чтение».

        Изучение русского языка направлено на формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, на понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Изучение русского языка направлено на овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    Изучение  предмета «Литературное  чтение»  ориентировано  на  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, осознание значимости чтения для личностного развития, формирования представлений о мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

           В рамках предметов «Русский язык и литературное чтение» обучающиеся 1 класса до  февраля (начала марта) изучают  «Азбука»  5 часов в неделю, далее  по 25 мая  «Русский язык» - 3 часа   и «Литературное чтение»  - 2 часа .

     Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включает предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке».

       В  ходе  изучения  «Родного   языка» формируются   первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

      В ходе изучения предмета «Литературное чтение на родном языке»  формируется понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей  народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Формируются разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), умению осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных  текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

 

       В рамках предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся 1 класса до  февраля изучают «Алифба» 5 часов в неделю, далее  по 25 мая  «Родной язык»  3 часа в неделю и «Литературное чтение на родном языке»  2 часа в неделю.

     Предметная область «Иностранный язык» включает предмет «Иностранный язык». Основные задачи реализации содержания предмета  «Иностранный язык»: формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах. Изучение иностранного языка  формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным  языком. Иностранный  язык  в начальной школе изучается со 2 класса  по 2 часа в неделю.

         Предметная область «Математика и информатика»  представлена предметом «Математика».  Основные задачи реализации содержания предмета «Математика»: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления. Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Учебный предмет «Математика» изучается с 1 по 4 классы по 4 часа в неделю.

           Основные задачи реализации содержания предметной области  «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) представлено предметом «Окружающий мир», который направлен на  формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Изучение рассчитано  по 2 часа в неделю в 1-4 классах.

          Предметная область «Искусство» представлена предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка».   Основными задачами реализации содержания предметной области «Искусство»  является развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру Изучение предмета «Изобразительное искусство» - в 1, 2, 3 - х классах по 1 часу в неделю, в 4- м классе - 0,5 часа в неделю, на изучение предмета  «Музыка» - в 1, 2, 3 - х классах по 1 часу в неделю, в 4-м классе – 0,5 часа в неделю.

         Основные задачи реализации содержания предметной области «Технология»: формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» и  изучается в 1-4 классах по 1 часу в неделю.

                   Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура». Основные задачи реализации содержания предметной области «Физическая культура»: формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.  Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающегося. Учебный предмет «Физическая культура» в начальных классах изучается в объеме 3 часа в неделю: 2 часа в обязательной части учебного плана и 1 час за счет внеурочной деятельности.           

            Основные задачи реализации содержания предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Предметная область представлена учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики», который  вводится в учебный процесс в 4 классе - 1 час в неделю. На основании заявлений родителей изучается один из шести модулей курса ОРКСЭ.

    В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Часть, формируемая участниками образовательных отношений в 1-4-х классах использована для изучения предмета «Родной язык» по 1 часу в неделю и предмета «Литературное чтение на родном языке» по 1 часу в неделю.

              Продолжительность учебной недели для обучающихся 1-4 классов не превышает максимально допустимой недельной нагрузки, рекомендуемой гигиеническими требованиями СанПиН № 2.4.2.-2821-10:

-  для обучающихся 1-4-х классов – 5 - дневная  учебная неделя;

           В соответствии с п.10.10 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993 (с изменениями и дополнениями) продолжительность урока  в 1-х  классах в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый,   в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока и один день пять уроков за счет урока физической культуры по 45 минут каждый;  для учащихся 2-4 классов продолжительность урока по 45 минут.

       Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет  не менее 34 учебных недель, в 2019-2020 учебном году 35 недель для 2-4-х классов, в первом классе -33 недели.  

     Для учащихся 1 класса устанавливаются дополнительные недельные каникулы в феврале.  Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. 

          Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.

     Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования

    Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой (по итогам четверти, года).  Четвертная аттестация, годовая аттестация могут сопровождаться выполнением обучающимися тематических, итоговых четвертных, годовых контрольных работ, диктантов, тестов и др.

       Часть  учебного плана, включающая внеурочную деятельность, формируется участниками образовательных  отношений на основании заявлений родителей и обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.

         Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется по основным направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное

 - духовно-нравственное ,

- социальное,

- общеинтеллектуальное,

- общекультурное

 

      Часы внеурочной деятельности реализуются как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

           Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

        При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта на договорной основе.

 

 

 

 

Учебный план 1-4 классов (5 дневная неделя)

 

Предметные             области

Учебные предметы

классы

Количество часов в год

I

II

III

IV

итого

Русский язык и литературное чтение

 

Русский язык

3

3

3

3

12

Литературное чтение

2

2

2

2

8

Родной язык и литературное чтение на родном языке

 

Родной  язык

2

2

2

2

8

Литературное чтение   на родном  языке

1

1

1

1

4

Иностранный язык

Иностранный  язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

 

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Искусство

Музыка

1

1

1

0,5

3,5

Изобразительное искусство

1

1

1

0,5

3,5

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

2*

2*

2*

2*

8*

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Итого:

19

21

21

21

82

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Родной язык

Литературное чтение на родном языке

 

 

1

1

 

 

 

1

1

 

 

 

1

1

 

 

 

1

1

 

 

 

4

4

Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе

21

23

23

23

90

 

 *Физическая культура (1 ч.) реализуется через внеурочную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план 1-4 классов (годовой)

 

Предметные                         области

Учебные предметы

классы

Количество часов в год

I

II

III

IV

итого

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

99

105

105

105

414

Литературное чтение

66

70

70

70

276

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной  язык

66

70

70

70

276

 Литературное чтение   на родном  языке

33

35

35

35

138

Иностранный язык

Иностранный  язык

-

70

70

70

210

Математика и информатика

Математика

132

140

140

140

552

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

66

70

70

70

276

Искусство

Музыка

33

35

35

17,5

120,5

Изобразительное искусство

33

35

35

17,5

120,5

Технология

Технология

33

35

35

35

138

Физическая культура

Физическая культура

66*

70*

70*

70*

276*

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

35

35

Итого:

627

735

735

735

2832

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Родной язык

Литературное чтение на родном языке

 

 

33

33

 

 

35

35

 

 

35

35

 

 

35

35

 

 

138

138

 

Итого: часть, формируемая участниками образовательной организации

66

70

70

70

276

Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе

693

805

805

805

3108

 

*1 ч. в неделю физическая культура реализуется через внеурочную деятельность

 

 

План  внеурочной деятельности  (недельный)

 

направление внеурочной  деятельности

                      часы

1

спортивно-оздоровительное

1

2

духовно-нравственное

0,5

3

социальное

0,5

4

интеллектуальное

0,5

5

общекультурное

0,5

 

 

                                           План  внеурочной  деятельности (годовой)

 

Направление внеурочной  деятельности

                      часы

1

спортивно-оздоровительное

35

2

духовно-нравственное

17,5

3

социальное

17,5

4

интеллектуальное

17,5

5

общекультурное

17,5

 

                     План  внеурочной деятельности  (недельный)

Направления  внеурочной

деятельности

названия

классы

 

1

2

3

4

Спортивнооздоровительное

Азбука здоровья

1

1

 

 

Шашки

 

 

1

1

Общеинтеллектуальное

 

   

 

 

Почемучка

1

 

1

 

Математика для любознательных

 

1

 

1

     

 

 

 

 

Общекультурное

 

Мир школьных праздников

 

1

 

1

Волшебный карандаш

1

 

1

 

 

 Духовнонравственное

Классные часы, встречи, диспуты

Социальное

Классные часы, встречи, диспуты

ИТОГО:

 

3

3

3

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План  внеурочной  деятельности (годовой)

 

Направления  внеурочной

деятельности

названия

классы

 

1

2

3

4

Спортивнооздоровительное

Азбука здоровья

33

35

 

 

 

Шашки

 

 

 

35

35

 

 

 

 

 

 

Общеинтеллектуальное

     

 

 

Почемучка

33

 

35

 

Математика для любознательных

 

35

 

35

     

 

 

Общекультурное

 

Мир школьных праздников

 

35

 

 

35

 

Волшебный карандаш

33

 

35

 

 

 

 

Духовнонравственное

Классные часы, встречи, диспуты

Социальное

Классные часы, встречи, диспуты

ИТОГО:

 

66

105

105

105